Вход



Личные сообщения

Вы не авторизованы.

Дневник.ру

Министерство образования и науки РФ

Российское образование. Федеральный образовательный портал


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб МОН РФ

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам


 

 

Статистика сайта

Пользователи : 128956
Статьи : 749
Просмотры материалов : 20177947
Сейчас 99 гостей онлайн
Учимся строить отношения

В рамках областной акции «Защитим детство от насилия» в МБОУ Лицей №6 с 14.03 по 22.03.2019г. проходят классные часы «Секреты бесконфликтного  общения: учимся строить отношения» с участием руководителя Службы школьной медиации, социального педагога  Духаниной В.П., педагога-психолога Лукиной Е.С. и заведующей библиотечно-информационного центра лицея  Самсоновой  А.А.

Классные часы прошли в форме бесед с использованим ИКТ, в ходе которых учащиеся проявили большую заинтересованность в поставленной проблеме. Зав. БИЦ Самсонова А.А. подготовила тематические книжно-иллюстративные выставки  «Защитим детство от насилия» и  «Имею право», которые продолжат свою работу в период весенних каникул. 

Предлагаем вашему вниманию материалы по теме классных часов.

Особенности общения детей со сверстниками - 10 важных правил:

  1. Предлагай свою дружбу тем, кто тебе нравится.
  2. Если хочешь присоединиться к игре - спроси и присоединись.
  3. Играй только по-честному.
  4. Умей слушать и не перебивать.
  5. Умей хранить секреты, которые тебе доверили.
  6. Не дразни, не выпрашивай, не приставай.
  7. Вежливо попроси, если тебе что-то нужно.
  8. Давай свои вещи, когда тебя вежливо просят, 
    если пытаются отнять - защищай, но делай это корректно.
  9. Заступайся за тех, кто слабее тебя.
  10. Уважай чувства и желания тех, с кем общаешься.

Из этих правил можно сделать лишь один вывод: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе. Это главный принцип, на котором строится общение детей со сверстниками и взрослыми.

Подросткам о бесконфликтном общении

Будучи людьми с разными потребностями, вкусами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Но обязательно ли они должны приводить к ссоре и, тем более, к скандалу? 
Английский поэт Г. Тейлор писал: «Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которую нельзя избежать».
Конфликт может быть позитивным и негативным в зависимости от того, как мы его разрешим. Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Структура конфликта:

- объект (предмет спора);

- субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

- условия протекания конфликта;

- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

- стратегии и тактики поведения сторон;

- исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Стадии конфликта:

- предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта;

конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт;

разрешение конфликта (полное или частичное).

Функции конфликта:

- диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

- конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

- деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Выделяют следующие 5 основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1.  Приспособление, уступчивость: действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

2.  Уклонение: индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

3.  Противоборство: конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей (применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него).

4.  Сотрудничество: индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но при этом не забывая и о своих интересах. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

5.  Компромисс: действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений

лучше последовать таким советам:

  • Остыньте.
  • Проанализируйте ситуацию.
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема.
  • Оставьте человеку  «выход».

Приемы бесконфликтного общения

Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, без соблюдения которых невозможно бесконфликтное общение:

  • Принцип порядочности: предполагает отношение даже к совершенно незнакомому партнеру по общению как к порядочному, достойному уважения человеку, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества.
  • Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства: между партнерами по общению есть только один вид равенства - равенство в праве на достоинство.
  • Принцип терпимости: позволяет предотвратить начало разрушения гуманистических ценностей и норм общения.
  • Принцип справедливости и благородства: предполагает следование стереотипу «общение на равных», изъятия из общения всех конфликтогенов, «элементов и знаков превосходства», в первую очередь. Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью.
  • Принцип милосердия: выражается в признании человека таким, каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды. Сострадание основано, прежде всего, на добром отношении, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определ яется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.
  • Принцип ненасилия: предполагает ненасильственное общение даже по отношению к такому партнеру, который ведет себя не должным образом, но не допускает прямого оскорбления окружающих. Этот принцип означает, что человек не должен ни при каких обстоятельствах (в том числе и защищая свои интересы) подавлять и унижать достоинство собеседника.

Советы для эффективного бесконфликтного общения

  1. Эмпатия.
  2. Доброжелательность.
  3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).
  4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений).
  5. Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими  «идти вперед», а не только реагировать на их  действия).
  6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).
  7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).
  8. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувства и или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).
  9. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.

10.  Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

В некоторых случаях конфликты выполняют функцию «стимулятора» общества (например, соперничество в организации), дающий ему толчок для развития.

В других же случаях конфликты деструктивны по своей сути, ведут к насилию, унижению, разрушению ценностей.

Уважаемые лицеисты, помните:
каждый человек вправе выбирать свой стиль общения, но если бы большинство из людей прислушались к советам бесконфликтного общения, основанного на принципах порядочности, терпимости, уважения, милосердия, справедливости, благородства, ненасилия, - в мире стало бы намного больше тепла и доброты; люди научились бы ценить самое дорогое, что у них есть, – жизнь, и не растрачивать ее впустую на недопонимание, конфликты и насилие. Будьте добрее и терпимее друг к другу!