Вход



Личные сообщения

Вы не авторизованы.

Министерство образования и науки РФ
Российское образование. Федеральный образовательный портал
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб МОН РФ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 

Статистика сайта

Пользователи : 4550
Статьи : 370
Просмотры материалов : 4658479
Сейчас 104 гостей и 1 пользователь онлайн
Образовательная программа по математики,физике, икт

Образовательная программа МОУ Лицей №6

по математике

 Основной целью математического образования в лицее является  обучение учащихся математической деятельности, то есть деятельности учеников, направленной на освоение математической области знаний по двум  направлениям: содержательно-прикладное (компетентностное) и общекультурное.

 

К содержательно-прикладной составляющей  относится:

  • овладение конкретным математическим материалом необходимым в практической деятельности человека; для изучения смежных дисциплин; для продолжения образования;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как способов познания окружающего мира.

Общекультурная составляющая включает:

  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры; ее роли в развитии цивилизации;
  • развитие посредством математики определенного стиля мышления;
  • воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности.

К основным концептуальным положениям программы в лицее относится  следующее:

  • Математическое образование необходимо для всех школьников независимо от профиля обучения. Недопустимо сокращение программ по математики и времени на их освоение в младшей и основной школах.
  • Дифференциация математической подготовки необходима в старшей школе и возможна в основной и даже младшей школе, не только в направлении развития общекультурной составляющей математического образования.
  • Уровневая и профильная дифференциация обучения должна обеспечивать гармоническое сочетание в обучении интересов личности и общества, соответствовать идеям личностно-ориентированного обучения.

 

Принципы построения курса.

 

Программа курса математики построена в соответствии с «Программой общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий» и с учетом специфических особенностей обучения в лицее. Программа реализует уровень «возможностей», содержит специфический лицейский компонент и обеспечивает преемственности между обучением в лицее и ВУЗе.

Лицейский компонент заложен в принципах разработки программы, реализуется содержанием и объемом, различными формами деятельности и контроля уровня усвоения знаний.

Основными принципами построения программы является следующее: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей, основным  приоритетом является метод познания.

Обучение в классах с углубленным изучением математики осуществляется на двух ступенях: II и III.

На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педколлектив лицея стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в лицее. В связи с этим школьный компонент в 5-8 классах содержит  факультативные курсы , в  9-х классах курсы ПП:

  • 5-е классы – «Наглядная геометрия»;
  • 6-е классы - «Математическая мозаика»;
  • 7-е классы – «Геометрические открытия в истории цивилизаций», «Учимся рассуждать и доказывать»,
  • 8-е классы - «Решение задач с модулями», « Математика в лицах».
  • 9-е классы -  «Графики функций, содержащие модуль», «Прикладные задачи в экономике», «Уравнения и неравенства с параметром».

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся по физико-математическому и информационно-технологическому направлению является их самоопределение в выборе профиля будущего обучения в 10-11 классах.

Главная цель второй ступени - углубление содержания основного курса математики и усиление ее прикладной направленности. Содержание обучения математики включает полностью содержание курса II ступени общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к изучаемому предмету, с другой стороны - восполнение содержательных пробелов основного курса, предающее содержанию углубленного изучения необходимую целостность. Учителю предоставляется право самостоятельного построения курса. При этом обучение в лицейских классах  ведется по государственным программам, по  учебнику алгебры под редакцией А.Г.Мордковича и др. (для классов с углубленным изучением математики); геометрии -  Л.С.Атанасяна и др. Школьный компонент включает для всех классов этой ступени факультативные занятия и кружки, задачи которых варьируются от общеобразовательной до целенаправленной подготовки будущих учеников классов с углубленным изучением математики.

На III ступени обучения возрастает роль теоретических знаний, становятся весьма значительными такие их качества, как системность и обобщенность. Предусматривается углубление и некоторое расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом практических приложений, изученных теорией, решение большего числа задач повышенной трудности и выполнение творческих заданий для самостоятельного применения полученных знаний. Для этого используются технологии углубленного изучения математики, целевыми ориентациями которой являются:

  • обучение всех на уровне стандартов,
  • увлечение       детей       математикой       для       решения
    нестандартных задач,
  • выращивание талантливых и одаренных детей.

В старшей школе мы выделяем те же профили, что и в основной. В классах  III ступени   лицея   используется  общеобразовательная  программа  по математике профильного уровня, дополненная  системой задач повышенной трудности (в основном модули и параметры). Еще большую значимость в классах старшей школы приобретает подбор спецкурсов. Недопустимым на наш взгляд является концентрация спецкурсов только вокруг идеи подготовки школьников к выпускным экзаменам и к вступительным экзаменам в ВУЗ. Спецкурсы, расширяющие математический кругозор, обогащающие учеников новыми математическими идеями будут служить и этой прагматической цели.

На старшей ступени обучения предполагается знакомство с основными вероятностно- статистическими закономерностями и вероятностно- статистическими моделями, характерными для отдельных областей знаний, особенностями сбора и обработки статистических данных в зависимости от цели исследования.

В связи с этим  в физико-математических  классах ведется  спецкурс "Введение в теорию вероятностей и математическую статистику", а также другие  спецкурсы, освещающие применение теоретико-вероятностных и статистических методов в областях знаний, связанных с профилем, по  программам, рекомендованным Ученым Советом факультета прикладной математики и механики и физфака ВГУ. С целью более качественной подготовки в ВУЗы создаются тематические курсы, например, "Решение задач с параметрами", "Методы решения геометрических задач".

Внеурочная воспитательная работа в классах с углубленным изучением математики строится с учетом всестороннего развития - личности, специфики избранного профиля, профориентационной направленности (проведение олимпиад, конкурсов, участие в конференциях ВГУ, интеллектуальных марафонах). Кроме того, мы  в лицее отмечаем особую роль курса информатики и необходимость его согласования с основными математическими курсами. Огромное значение  имеет  также использование новых информационных технологий в образовательном процессе.

Специфические цели изучения математики в лицее № 6:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческой индивидуальности выпускника лицея;
  • развитие логического мышления, математического языка, пространственных представлений;
  • расширение математического кругозора;
  • ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, умение добывать нужные знания для решения конкретных проблем;
  • подготовка к вступительному конкурсному экзамену в ВУЗ с использованием технологии ЕГЭ.

УМК. Математика


Класс

Автор, название, место издания, издательство, год издания  
учебной и учебно-методической  литературы

Кем рекомендована

5

Н.Я.Виленкин  (учебник по математике для 5 класса), Москва, Мнемозина, 2008г.

 А.П.Ершова, В.В.Голобородько (самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса), Москва, Илекса, 2008г.

Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон (учебник  по математике для 5 кл.), Москва, Ювента, 2009г.

А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский (сборник задач и контрольных работ по математике для 5 класса), Москва, Илекса, 2007г.

Министерством образования и науки РФ.

6

Н.Я.Виленкин  (учебник по математике для 6 класса), Москва, Мнемозина, 2008г.

Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон (учебник  по математике для 6 кл.), Москва, Ювента, 2009г.

А.С.Чеснаков, К.И.Нешков (дидактические материалы  по математике для 6 кл.), Москва, Классикс Стиль, 2009г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько (самостоятельные и контрольные работы по математике для 6кл.), Москва, Илекса, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

7

А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев  (учебник и задачник для 7 класса по алгебре), Москва, Мнемозина, 2009г.

Л.А.Александрова (самостоятельные работы по алгебре, 7кл), Москва, Мнемозина,2008г.

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (учебник по геометрии для 7-9 классов),  Москва, Просвещение, 2007г.

Б.Г.Зив, В.М.Мейлер (дидактические материалы  по геометрии для 7 кл), Москва, Просвещение, 2006г.

Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков (тематические тесты по геометрии для 7 кл.), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

8

А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев, Л.И.Звавич   (учебник и задачник для 8 класса по алгебре  с углубленным изучением), Москва, Мнемозина, 2008г. Ю.М.Макарычев  (дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением), Москва, Просвещение, 2008г.

Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник (дидактические материалы для 8-11 классов с углубленным изучением по  алгебре и началам анализа), Москва, Дрофа, 2007г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько  (самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса), Москва, Илекса, 2009г.

Б.Г.Зив, В.А.Гольдич  (дидактические материалы по алгебре для 8 кл.), С.-Петербург, Петроглиф, 2008г.

А.Г.Мордкович  (учебник и задачник для 8 класса по алгебре), Москва, Мнемозина,2008г.

Л.А.Александрова ( самостоятельные работы по алгебре, 8кл), Москва, Мнемозина,2007г.

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (учебник по геометрии для 7-9 классов),  Москва, Просвещение, 2007г.

Б.Г.Зив, В.М.Мейлер (дидактические материалы  по геометрии для 8 кл), Москва, Просвещение, 2006г.

Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков (тематические тесты по геометрии для 8 кл.), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

9

Ю.Н.Макарычев   (учебник для 9 класса с углубленным изучением по алгебре), Москва, Мнемозина, 2008г.

Ю.М.Макарычев  (дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением), Москва, Просвещение, 2008г.

А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев, Л.И.Звавич  (учебник и задачник для 9 класса с углубленным изучением математики), Москва, Мнемозина,2009г.

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (учебник по геометрии для 7-9 классов),  Москва, Просвещение, 2007г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько  (самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса), Москва, Илекса, 2009г.

Б.Г.Зив (дидактические материалы по геометрии), Москва, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

10

А.Г.Мордкович (учебник и задачник по алгебре и началам математического анализа для 10 класса, профильный уровень), Москва, Мнемозина, 2008г.

Л.А.Александрова ( самостоятельные работы по алгебре и началам анализа, 10кл), Москва, Мнемозина,2007г.

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (учебник по геометрии для 10-11 классов, базовый и профильный уровни),  Москва, Просвещение, 2007г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько  (самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса), Москва, Илекса, 2009г.

Министерством образования и науки РФ.

11

А.Г.Мордкович (учебник и задачник по алгебре и началам математического анализа для 11 класса, профильный уровень), Москва, Мнемозина, 2008г.

Б.Г.Зив, В.А.Гольдич  (дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 кл.), С.-Петербург, ЧеРо-на-Неве, 2006г

А.П.Ершова, В.В.Голобородько (разноуровневые дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов), Москва, Илекса,  2009г.

Л.А.Александрова ( самостоятельные работы по алгебре и началам анализа, 11кл), Москва, Мнемозина,2007г.

 Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (учебник по геометрии для 10-11 классов, базовый и профильный уровни),  Москва, Просвещение, 2007г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько  (самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса), Москва, Илекса, 2009г.

Министерством образования и науки РФ.



Образовательная программа МОУ Лицей №6

по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

 

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и ИКТ вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика и ИКТ" предмета "Технология" должен

знать/понимать:

  • основные понятия информатики;
  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

 

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

 

Хотя федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, информатика факультативно изучается в лицее в 5-7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий организовано также и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

«Информатика и ИКТ» как предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования  представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. За счет компонента образовательного учреждения,  в 8, 9 классах с углубленным изучением информатики в лицее добавлено еще по 1 часу в неделю. Организованы курсы предпрофильного  обучения в 9 классе: «Занимательное программирование», «Анатомия компьютера», «Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop» .

В старшей школе реализовано профильное обучение, и предмет "Информатика и ИКТ" представлен на двух уровнях базовом или профильном.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

в основной школе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


в старшей школе на базовом уровне:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


в старшей школе на профильном уровне:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

 

Информатика и ИКТ является сквозным школьным курсом, т.е. изучается в течение всего периода обучения в лицее, в процессе которого выдерживается ориентация на выделение этапов овладения основами информатики и информационных технологий и формирования культуры алгоритмического мышления. Учителю предоставляется право самостоятельного построения курса на основе примерной программы по информатике и ИКТ федерального компонента государственного стандарта.

Центральное теоретическое понятие современной информатики – алгоритм вводится как содержательное понятие. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. В качестве изучаемого языка программирования в лицее выбран язык Паскаль, как язык процедурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие информационного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т. д. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Важное понятие модели первоначально вводится в контексте компьютерного имитационного моделирования (виртуальных лабораторий). Затем оно обобщается на примере различных видов (нематериальных) моделей.

В последних разделах курса отрабатываются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

Все курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте.

Обучение информатике организовано в лицее "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.

Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:
1) теоретическая информатика, представленная линиями:

  информация и информационные процессы;

  математическое и компьютерное моделирование;

  основы информационного управления;
2) средства ИКТ и их применение;
3) информационная деятельность человека.

 

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы» учащиеся углубляют и систематизируют свои знания в области фундаментальных понятий информатики. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач, в том числе с использованием языка программирования Паскаль. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» организовано проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:

 

 

на этапе основного общего образования:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);

    на этапе среднего (полного) образования:
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

Класс

Автор, название, место издания, издательство, год издания  
учебной и учебно-методической  литературы

Кем рекомендована

Информатика и ИКТ

8

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

9

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009

Министерством образования и науки РФ.

10

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 10 класса, базовый уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

10

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 10 класса, профильный уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Министерством образования и науки РФ.

11

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 11 класса, базовый уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

11

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 11 класса, профильный уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2008.

 



Образовательная программа МОУ Лицей №6

по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

 

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и ИКТ вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика и ИКТ" предмета "Технология" должен

знать/понимать:

·        основные понятия информатики;

·        основные источники информации;

·        назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

 

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

·        изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

 

Хотя федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, информатика факультативно изучается в лицее в 5-7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий организовано также и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

«Информатика и ИКТ» как предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования  представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. За счет компонента образовательного учреждения,  в 8, 9 классах с углубленным изучением информатики в лицее добавлено еще по 1 часу в неделю. Организованы курсы предпрофильного  обучения в 9 классе: «Занимательное программирование», «Анатомия компьютера», «Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop» .

В старшей школе реализовано профильное обучение, и предмет "Информатика и ИКТ" представлен на двух уровнях базовом или профильном.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

в основной школе:

·        освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

·        овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·        воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


в старшей школе на базовом уровне:

·        освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·        овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·        воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·        приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


в старшей школе на профильном уровне:

·        освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

·        овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

·        развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

·        воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

·        приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

 

Информатика и ИКТ является сквозным школьным курсом, т.е. изучается в течение всего периода обучения в лицее, в процессе которого выдерживается ориентация на выделение этапов овладения основами информатики и информационных технологий и формирования культуры алгоритмического мышления. Учителю предоставляется право самостоятельного построения курса на основе примерной программы по информатике и ИКТ федерального компонента государственного стандарта.

Центральное теоретическое понятие современной информатики – алгоритм вводится как содержательное понятие. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. В качестве изучаемого языка программирования в лицее выбран язык Паскаль, как язык процедурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие информационного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т. д. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Важное понятие модели первоначально вводится в контексте компьютерного имитационного моделирования (виртуальных лабораторий). Затем оно обобщается на примере различных видов (нематериальных) моделей.

В последних разделах курса отрабатываются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

Все курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте.

Обучение информатике организовано в лицее "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.

Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:
1) теоретическая информатика, представленная линиями:

  информация и информационные процессы;

  математическое и компьютерное моделирование;

  основы информационного управления;
2) средства ИКТ и их применение;
3) информационная деятельность человека.

 

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы» учащиеся углубляют и систематизируют свои знания в области фундаментальных понятий информатики. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач, в том числе с использованием языка программирования Паскаль. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» организовано проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:

 

 

на этапе основного общего образования:

·        определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;

·        комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·        владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);

на этапе среднего (полного) образования:

·        определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

·        самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

·        создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

·        поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;

·        перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

·        использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Информатика и ИКТ

Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

Класс

Автор, название, место издания, издательство, год издания  
учебной и учебно-методической  литературы

Кем рекомендована

Информатика и ИКТ

8

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

9

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009

Министерством образования и науки РФ.

10

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 10 класса, базовый уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

10

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 10 класса, профильный уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Министерством образования и науки РФ.

11

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 11 класса, базовый уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Министерством образования и науки РФ.

11

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, учебник для 11 класса, профильный уровень, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2008.

 




Образовательная программа МОУ Лицей №6

по физике

 

Основной целью обучения физике в лицее является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, в первую очередь технического.

Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к физике. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, их интереса.

Значительное место в учебном процессе уделяется самостоятельной творческой деятельности учащихся: проработке теоретического материала, подготовка докладов, рефератов, что способствует организации дифференцированного подхода к учащимся, позволяет избежать перегрузки и реализовать потенциальные возможности каждого лицеиста.

Программа согласована с физическим факультетом ВГУ, доработана с учетом высказанных замечаний и предложений.

Программа курса физики построена в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреждений" и с учетом специфических особенностей обучения в лицее. Программа реализует уровень "возможностей", содержит специфический лицейский компонент и обеспечивает преемственность между обучением в лицее и ВУЗе.

Лицейский компонент заложен в принципах разработки программы, реализуется содержанием и объемом, различными формами деятельности и контроля уровня усвоения знаний.

Основными принципами построения программы является следующее: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей, основным приоритетом является метод познания.

Основными видами занятий являются лекции, практические занятия, фронтальные лабораторные работы, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы.

Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, определение места нового знания в общей структуре курса, работа по заданным алгоритмам и составление новых). Основная форма лекций - проблемная, в 8-9 х классах - беседа, диалог.

 

В задачи обучения физике входят:

  • развитие   мышления   учащихся,   формирование   у   них   умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение  школьными  знаниями  об  экспериментальных  фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение   школьниками   идей   единства   строения   материи   и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

 

В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:

  • научность (ознакомление школьников с объективными научными фактам, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки);
  • генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий);
  • целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);
  • преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);
  • систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников);
  • гуманизация и гуманитаризация образования (представление физики и  астрономии как элемента общечеловеческой культуры);
  • эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества;
  • экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды; рассмотрение влияния на живой организм факторов природной среды, Вселенной).

 

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

 

 

 

Данный курс как учебный предмет должен способствовать формированию:

  • знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах познания природы;
  • основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку;
  • общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений;
  • умений самостоятельно приобретать, пополнять и применять знания.

 

Курс обеспечивает формирование общенаучных, интеллектуальных и экспериментальных умений:

  • нахождение сходства и различий в тех или иных процессах, явлениях;
  • точное употребление и интерпретирование научных понятий, символов; объяснение явлений и процессов; выдвижение гипотез на основе фактов, наблюдений и экспериментов;
  • обоснование своей точки зрения;
  • использование табличных данных;
  • извлечение информации из различных источников;
  • использование оборудования; отбор и применение измерительных приборов;
  • определение цены деления и предела измерения измерительного прибора;
  • оценивание погрешности измерения; планирование и выполнение экспериментальных исследований для проверки выдвинутых гипотез;
  • умение делать выводы из результатов эксперимента;
  • оформление результатов эксперимента в виде таблиц, диаграмм, графиков.

 

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрены фронтальные лабораторные работы.

Важное значение в курсе придается решению задач, самостоятельному эксперименту, выполнению лабораторных опытов. В курс физики включается система качественных, расчетных, графических и экспериментальных заданий.

В лицее используются модифицированные государственные программы по физике. Предлагаемые программы по физике ориентированы на естественнонаучные классы, поэтому предполагаемый объем и глубина учебного материала обеспечивают уровень выше базового уровня обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Специфические цели изучения физике в лицее - интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческой индивидуальности выпускника лицея, ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, умение добывать нужные знания для решения конкретных проблем, подготовка к ЕГЭ по физике для конкурсного поступления в ВУЗ.

УМК. Физика

Образовательная программа МОУ Лицей №6

по физике

 

Основной целью обучения физике в лицее является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, в первую очередь технического.

Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к физике. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, их интереса.

Значительное место в учебном процессе уделяется самостоятельной творческой деятельности учащихся: проработке теоретического материала, подготовка докладов, рефератов, что способствует организации дифференцированного подхода к учащимся, позволяет избежать перегрузки и реализовать потенциальные возможности каждого лицеиста.

Программа согласована с физическим факультетом ВГУ, доработана с учетом высказанных замечаний и предложений.

Программа курса физики построена в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреждений" и с учетом специфических особенностей обучения в лицее. Программа реализует уровень "возможностей", содержит специфический лицейский компонент и обеспечивает преемственность между обучением в лицее и ВУЗе.

Лицейский компонент заложен в принципах разработки программы, реализуется содержанием и объемом, различными формами деятельности и контроля уровня усвоения знаний.

Основными принципами построения программы является следующее: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей, основным приоритетом является метод познания.

Основными видами занятий являются лекции, практические занятия, фронтальные лабораторные работы, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы.

Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, определение места нового знания в общей структуре курса, работа по заданным алгоритмам и составление новых). Основная форма лекций - проблемная, в 8-9 х классах - беседа, диалог.

 

В задачи обучения физике входят:

·        развитие   мышления   учащихся,   формирование   у   них   умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

·        овладение  школьными  знаниями  об  экспериментальных  фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

·        усвоение   школьниками   идей   единства   строения   материи   и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

·        формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

 

В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:

·        научность (ознакомление школьников с объективными научными фактам, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки);

·        генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий);

·        целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);

·        преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);

·        систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников);

·        гуманизация и гуманитаризация образования (представление физики и  астрономии как элемента общечеловеческой культуры);

·        эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества;

·        экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды; рассмотрение влияния на живой организм факторов природной среды, Вселенной).

 

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

 

 

 

Данный курс как учебный предмет должен способствовать формированию:

·        знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах познания природы;

·        основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку;

·        общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений;

·        умений самостоятельно приобретать, пополнять и применять знания.

 

Курс обеспечивает формирование общенаучных, интеллектуальных и экспериментальных умений:

·        нахождение сходства и различий в тех или иных процессах, явлениях;

·        точное употребление и интерпретирование научных понятий, символов; объяснение явлений и процессов; выдвижение гипотез на основе фактов, наблюдений и экспериментов;

·        обоснование своей точки зрения;

·        использование табличных данных;

·        извлечение информации из различных источников;

·        использование оборудования; отбор и применение измерительных приборов;

·        определение цены деления и предела измерения измерительного прибора;

·        оценивание погрешности измерения; планирование и выполнение экспериментальных исследований для проверки выдвинутых гипотез;

·        умение делать выводы из результатов эксперимента;

·        оформление результатов эксперимента в виде таблиц, диаграмм, графиков.

 

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрены фронтальные лабораторные работы.

Важное значение в курсе придается решению задач, самостоятельному эксперименту, выполнению лабораторных опытов. В курс физики включается система качественных, расчетных, графических и экспериментальных заданий.

В лицее используются модифицированные государственные программы по физике. Предлагаемые программы по физике ориентированы на естественнонаучные классы, поэтому предполагаемый объем и глубина учебного материала обеспечивают уровень выше базового уровня обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Специфические цели изучения физике в лицее - интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческой индивидуальности выпускника лицея, ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, умение добывать нужные знания для решения конкретных проблем, подготовка к ЕГЭ по физике для конкурсного поступления в ВУЗ.

УМК. Физика

Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

Класс

Автор, название, место издания, издательство, год издания
учебной и учебно-методической  литературы

Кем рекомендована

Физика

7

А.В. Перышкин,  (учебник для 7 класса), Москва, Дрофа, 2008г.

А.Е.Марон, Е.А.Марон (дидактические материалы по физике для 7 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

Л.А.Кирик (самостоятельные и контрольные работы по физике), Москва, Илекса, 2009г.

В.И.Лукашик,Е.В.Иванова (сборник задач по физике), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

8

А.В. Перышкин,  (учебник для 8 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

А.Е.Марон, Е.А.Марон (дидактические материалы по физике для 8 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

Л.А.Кирик (самостоятельные и контрольные работы по физике), Москва, Илекса, 2009г.

В.И.Лукашик,Е.В.Иванова (сборник задач по физике), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

9

А.В. Перышкин, Е.М.Гутник (учебник для 9 класса), Москва, Дрофа, 2008г.

А.Е.Марон, Е.А.Марон (дидактические материалы по физике для 9 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

Л.А.Кирик (самостоятельные и контрольные работы по физике), Москва, Илекса, 2009г.

В.И.Лукашик,Е.В.Иванова (сборник задач по физике), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

10

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский  (учебник для 10 класса), Москва, Просвещение, 2008г.

 А.Е.Марон, Е.А.Марон (дидактические материалы по физике для 10 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

Л.А.Кирик (самостоятельные и контрольные работы по физике), Москва, Илекса, 2009г.

Г.П.Степанова (сборник задач по физике), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.

11

Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев (учебник для 11 класса), Москва, Просвещениеа, 2008г.

А.Е.Марон, Е.А.Марон (дидактические материалы по физике для 11 класса), Москва, Дрофа, 2009г.

Л.А.Кирик (самостоятельные и контрольные работы по физике), Москва, Илекса, 2009г.

Г.П.Степанова (сборник задач по физике), Москва, Просвещение, 2008г.

Министерством образования и науки РФ.